Акмеологическая парадигма стоит несколько особняком, так как ориентирована, прежде всего, на гуманитарных творческих личностей. Казалось бы, такая схема должна позволить получить именно тот результат процесса воспитания, который бы строил и личность, и общество. При постепенном повышении уровня развития самого человека происходит переход от простых форм его воспитания к более сложным. На практике же воспитатели и преподаватели, один раз увидев в воспитуемом своеобразную точку приложения педагогической силы, в силу инертности человеческого мышления не могут переключиться на другие формы работы. Таким образом, искажается первоначальный смысл воспитания.
На младших курсах царит педагогическая парадигма в чистом виде. Не получив запланированного объема знаний, практически невозможно пройти жесткий контроль как в течение семестра, так и на сессии. Казалось бы, что знания, добытые с такой силой, должна сохраняться надолго, если не навсегда. В этом же и состоит смысл обучения в вузе. А на самом деле вчерашних абитуриентов можно легко разделить на несколько неравных групп. Первых привела в институт жажда знаний. Другие поступили, потому что надо куда-то поступить, кто-то мог просто таким образом уходить от призыва в армию и так далее. Для них смысл пребывания в институте не равен смыслу воспитания. Но традиционный подход, заставляя силой учиться тех, кто этого и не хочет, одновременно гасит стремление учиться для тех, кому это надо. На старших курсах был замечен достаточно неутешительный для преподавателей высшей школы парадокс. На все подряд лекции уже никто не ходит – пора уже и работать начинать как-то, кроме того за первые три курса этим можно наесться до отвала. Приходится выбирать. Преподавателей условно можно разделить на две категории – те, которые в основном пользуются силовыми методами, для того, чтобы обеспечить посещаемость своих лекций (типичный прием – зачет только при 100% посещении лекций), и те, кто так не делает, а старается заинтересовать студентов своим предметом.
На кого же в основном ходят на самом деле? Ответ печален – на преподавателей из первой группы. При этом качество знаний по их предметам – додержать до экзамена. Преподаватели второй группы, как правило, рекомендуют качественную литературу по своим предметам, так что экзамен или зачет проставляется действительно по знаниям, а не исходя из формального посещения. В чем же тогда можно найти смысл такого образования? Можно сказать, что это школа жизни, можно сказать, что «так закалялась сталь», но первичный смысл воспитания в высшей школе как получения образования тут сводится к диплому.
Воспитание в коллективе и через коллектив также является одной из важнейших структур воспитания. Это центральная идея педагогической системы.
«Задача нашего воспитания сводится к тому, чтобы воспитать коллективиста»,- говорил А.С. Макаренко. Воспитание в коллективе и через коллектив он подробно освещает в художественно-педагогических и теоретических произведениях.
Под коллективом А.С. Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде – объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей.
А.С. Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение он назвал «принципом параллельного действия». В этом принципе реализуется требования коллектива – «один за всех и все за одного».
А.С. Макаренко впервые в педагогике выдвинул и разработал важный принцип, который он назвал «системой перспективных линий». «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость… Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке, - это сила и красота. И то, и другое определяется в человеке по типу его отношения к перспективе. Воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важной работы. Она заключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной постановке более ценных».
Такова в кратких словах сущность «системы перспективных линий» А.С. Макаренко, являющейся одной из частей его учения о воспитании и коллективе.
Похожие статьи:
Программа трудового воспитания младших школьников в условиях поликультурного
региона в Мордовии
Мировой процесс социально-экономического, политического, культурного развития все больше и больше интегрирует нации, народы и охватывает не только многонациональные страны, но и относительно одноязычные государства. В этих условиях актуальной педагогической задачей становится подготовка школьников ...
Игра на уроках русского языка как средство развития лингвистической компетенции
Состояние и перспективы современного отечественного образования диктуют необходимость переосмысления имеющихся педагогических технологий и поиска новых стратегий развития. Методологической базой для реформаторских установок является, без сомнения, утверждаемая многими учеными - дидактами и идея ком ...
Особенности развития детей младшего школьного возраста
Наиболее характерным для периода 7-10 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Этот переходный период отличается тем, что ребенок сочетает в себе черты дошкольного детства с новыми качествами, присущими школьникам. В этот период продолжается активное созрева ...