Воспитание можно рассматривать с 3-х сторон:
в широком смысле – система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека;
в узком смысле – это формирование у человека систем определенных нравственных качеств, взглядов и убеждений.
В педагогическом смысле - целенаправленное воздействие в ходе педагогического процесса в учебном учреждении.
Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности; целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека; целенаправленный процесс передачи социального опыта от одного поколения другому; руководство процессом формирования и развития личности; целенаправленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношении к себе, другим людям, труду, обществу, миру.
В воспитании можно выделить такие виды:
Самовоспитание - сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.
Самообучение – процесс получения человеком новых знаний посредством собственных устремлений и самостоятельно выбранных средств.
Саморазвитие – собственная активность человека в изменении себя, раскрытии, обогащении своих духовных потребностей. Всего личного потенциала, реализации веры в возможности самовоспитания, - в процессе естественного, физиологического, психического и социального развития.
Из этих всех определений, я решил составить своё определение воспитания:
В высших учебных заведениях работают специально подготовленные педагоги. Этим специалистам вверяются студенты для дальнейшего обучения и воспитания.
Приоритетным направлением в деятельности преподавателей является воспитание. Ошибки и упущения в педагогической деятельности преподавателя дорого обходятся их воспитанникам. Путями повышения воспитательной роли образовательного учреждения выступают:
повышение качества подготовки преподавательского состава, формирование у него высокой педагогической культуры;
создание наиболее благоприятной обстановки в условиях образовательного учреждения для педагогической деятельности;
развитие системы внеучебной воспитательной работы в условиях образовательного учреждения;
приобщение родителей к участию в воспитательной деятельности, повышение их педагогической подготовки.
Воспитательный процесс формирует в человеке, в данном случае в студенте, личность.
Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.
Личность – это конкретный человек, наделенный сознанием, индивидуальностью, сложившийся в процессе социального развития. В широком традиционном смысле под ней понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В узком смысле, личность, обладающая системным качеством, определяется включенностью в общественные отношения, формируемые в совместной деятельности и общении.
Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Как отмечал К.Маркс, главное в личности «не ее абстрактная физическая природа, а социальное качество».
Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, то есть свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, культуре, в общественной жизни в процессе взаимодействия с другими людьми.
Личностью не родятся, личностью становятся!
Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации.
Важнейшим результатом воспитания является – готовность и способность человека к самостоятельному поиску необходимой информации, самовоспитанию, самоизменению, т.е. готовность человека к совершенствованию самого себя.
Когда подросток задаёт подробные вопросы, это верный признак завершающего этапа становления социального «Я»: сквозь индивидуальность уже проклёвывается личность. Развитая индивидуальность рождает пока ещё не развитую личность. Дальнейший процесс развития личности продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения.
Как ясно из выше сказанного, огромное влияние на развитие и формирование личности оказывает процесс социализации.
Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
Похожие статьи:
Виды методов активного обучения
При активном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Центральное место в его деятельности занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга. Активные методы обучения позволяю ...
Первые письменные педагогические источники на Беларуси и дальнейшее
развитие педагогической мысли в XIV-XVII
вв
История педагогической мысли Беларуси - это отражение многовековой жизни белорусского народа, его трудовых усилий, борьбы, стремления к социальной справедливости. Развитие материальной и духовной культуры во многом обязано народной педагогике, которая обеспечивала преемственную связь поколений, пер ...
Анализ базисной программы. Ознакомление старших дошкольников с системой
знаний о человеке
К старшему дошкольному возрасту, дети уже имеют определенный круг знаний о природе, себе как ее части. В группе «Фантазеры» эти знания углубляются, расширяется их объем. Возрастные особенности ребенка делают его более самостоятельным, активным в познании природы. Старший дошкольник не только способ ...