Образование: статьи и материалы » Педагог как организатор процесса обучения и воспитания личности » Профессиональная компетентность и культура педагога

Профессиональная компетентность и культура педагога

Страница 4

Соответственно, культура специалиста - это его способность к развитию и совершенствованию своих творческих возможностей в решении нестандартных задач при осуществлении своих профессиональных ролей. Культура, как отмечает В.М. Розин, — это также и сознательная, целеустремленная творческая активность индивидов и сообщества: стремление поддержать традиции, улучшить и упорядочить жизнь, осуществить какие-либо изменения, противостоять разрушительным, антигуманным тенденциям и т.д.

Следует отметить, что сегодня появился новый интегральный социальный феномен, который В.С. Библер называет "социумом культуры". Культура из маргинального явления общественной жизни все более сдвигается в эпицентр современного бытия, где одновременно существуют ценности восточной и западной культуры, античные, средневековые, возрожденческие, просвещенческие и т.д. Культурные спектры имеют смысл по отношению друг к другу в диалоге нашего реального сегодняшнего сознания. Это проблема не только мышления, но и действительного бытия каждого современного человека. Человек ближайшего будущего будет поставлен перед необходимостью выбора своего социума культуры, в котором он и станет осуществлять свое духовное самоопределение.

В выборе такого социума и духовного самоопределения как раз и играет важную роль гуманитарная культура. Она характеризует, во-первых, внутренне богатство личности, уровень развития се духовных потребностей и способностей, а во-вторых, уровень интенсивности их проявления в созидательной практической деятельности. По самой глубокой своей сущности гуманитарная культура выражает гуманистические ценностные ориентации личности. Другими словами, гуманитарная культура — это, прежде всего гармония культуры знания, культуры чувств, общения и творческого действия. XXI век представляется, как век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил.

Гуманитарная культура педагога - оптимальная совокупность общечеловеческих идей и ценностей, профессионально-гуманистических ориентации и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии педагогической деятельности. Именно наличие такой культуры позволяет изучать и диагностировать уровень развития учащихся, понимать их, вводить в мир духовной культуры, организовывать духовно-насыщенную деятельность, формировать социально-ценностные ориентации.

Специфика педагогического образования состоит в том, что оно должно быть направлено, прежде всего, на широкую общекультурную подготовку. Последнее предполагает введение целого ряда человековедческих дисциплин в контексте общечеловеческой культуры и углубленное изучение в этом контексте конкретной области знания, соответствующей их профессиональной специализации. Таким образом, педагог будет погружен в контекст общечеловеческой культуры, различных языков, видов искусства, способов деятельности во всем их своеобразии.

Педагогическая профессия сложна и увлекательна. Огромна общественная значимость труда преподавателя, поскольку в его руках судьбы поколений – будущее общества. Но эта профессия представляет большие возможности для творческой деятельности, является для человека, ее избравшего, источником постоянного роста и совершенствования. В то же время профессия учителя требует отличных знаний преподаваемого предмета, педагогики, психологии. Ведь его ум, знания, поступки постоянно подвергаются критическому анализу учеников, студентов, окружающих людей.

Объект труда педагога – постоянно меняющийся ребенок, его труд – формирование человека. Это огромная ответственность.

Объект учительского труда – духовная жизнь личности (ум, чувства, воля, убеждения, сознание). Воздействовать на эти сферы можно только тем же. Личность учеников может формировать только личность учителя – личность творца, гуманиста, созидателя.

Учитель должен гореть постоянным желанием стать лучше, грамотнее, квалифицированнее. Такова специфика, своеобразие педагогического труда, ответственного, сложного, но бесценного для общества.

Появилось много учителей, которые были не удовлетворены положением дел в старой системе образования. Любой человек, а особенно учитель, не должен привыкать к старому, ему нельзя быть консервативным, учителю нужно движение, постоянное и неустанное.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Развитие педагогики в России
В XIX в. в России педагогическая мысль от общих вопросов системы и содержания образования обращается к конкретным проблемам народной и национальной школы, воспитывающему обучению и подготовке учителя, к дисциплине и качеству урока, к оценке, поощрению и наказанию и нагрузке учеников во время обучен ...

Малые и крупные формы детского фольклора как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения
Одним из главных средств нравственного воспитания детей дошкольного возраста с нарушением возраста являются малые и крупные формы детского фольклора, который всегда имеет большое значение в воспитании детей, ведь разные формы устного народного творчества служат важнейшими воспитательными средствами ...

Элементы народного творчества как средство воспитания целостной личности ребенка
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребенка. Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют особые требования педагогу, работающему с детьми раннего возраста, а именно ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru