Эта картинка хорошо запоминается и легко вспоминается. Не стоит бояться, что каждый раз придется повторять этот путь; сначала вспомнить картинку, затем определить зашифрованную в ней букву и лишь затем правильно написать словарное слово. Со временем навык сокращается, свертывается и нужное слово само припоминается и пишется правильно, без промежуточного вспоминания картинки.
Приём фонетических ассоциаций предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и словарного слова особенно удачна. Например, слово завтрАк. Созвучное ему слово рАк. Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится – на завтрак раки. Придуманная фраза хорошо звучит и хорошо представляется, также может сопровождаться рисунком. Или, например, инженер – Женя – инженер, тарелка – тарелка-это тара.
Можно воспользоваться чудесной образной памятью детей и придумать для словарных слов свои правила – «неправильные». А можно это сделать с помощью ассоциаций, чтобы активно заработала эмоционально-образная память.
Принцип работы заключается в следующем: запоминаемое слово связываем с другим, в котором «проблемная» буква сомнений не вызывает. И по звучанию это слово должно быть похоже на словарное. Ассоциативная связь обыгрывается в стихотворении, сказке, загадке или шараде, и у словарного слова появится «приемный родственник», который поможет выделить и прочно запомнить нужную орфограмму. Чем такая связь между словами неожиданней, смешней и абсурдней, тем выше эффективность запоминания.
Возьмем, например, слово газета. Как запомнить, что оно пишется через «а», а не «о»? Подберем для него «приемного родственника» - слово газ. В этом слове звук «а» - ударный и написать здесь «о» просто невозможно. А само слово совпадает с первой частью слова газета. Осталось только связать их между собой.
При таком подходе дети легко запомнят словарные слова, будут правильно использовать их в речи, расширят свой словарный запас, будут развивать ассоциативное мышление. Кроме того, работая по этой методике, учащиеся будут получать удовлетворенность от проделанной работы.
Предлагаю несколько приёмов ассоциативной связи составленной в совместной деятельности с детьми на уроках русского языка. (Приложение 9).
автомобиль – машина тоже, две буквы о – как два колеса, на них она встанет, и ехать сможет.
алфавит - В азбуке есть алфавит,
Первым аист там стоит.
В алфавите буква «А»
Самой первой быть должна…
В греческом алфавите первая буква- альфа.
Результативность использования данной методики работы со словарными словами
С 2007 года я в своей работе регулярно использую данную методику.
С каждым годом возрастает безошибочность написания словарных слов.
Диагностика запоминания словарных слов
2 класс (2007-2008гг) |
3 класс (2008-2009гг) |
4 класс (2009-2010гг) | |
Написали без ошибок |
83 % |
87 % |
93 % |
Допустили ошибки |
17 % |
13% |
7 % |
2.Наблюдается стабильность успеваемости учеников по русскому языку
2 класс (2007-2008гг) |
3 класс (2008-2009гг) |
4 класс (2009-2010гг) | |
качество |
52 |
56 |
55 |
СОУ |
50 |
52 |
50 |
3.В процессе такой работы над словарными словами у учеников формируются УУД.
Познавательные:
1)умения перерабатывать информацию для получения нового продукта;
2)преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные:
1)умения доносить свою позицию до других;
2)умения понимать другие позиции (пытаться принимать другую точку зрения);
Регулятивные:
1)решение проблемы творческого и поискового характера.
Похожие статьи:
Анализ существующих интенсивных методик обучения иностранному языку
За всю историю человечества было разработано великое множество различных образовательных методик. Существуют традиционные и нетрадиционные методы обучения иностранному языку. Под традиционным способом изучения иностранного языка принято понимать грамматико-переводной метод изучения. Метод основан н ...
Формы экономического воспитания младших школьников
Особого внимания заслуживает вопрос о формах экономического воспитания младших школьников. Исходя из возрастных особенностей младших школьников, наиболее эффективными из них являются следующие: - урок должен включать различные типы деятельности учащихся; - предусматривается широкое использование ху ...
Функции обучения
Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее творческое саморазвитие личности школьника обусловливают функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую. При этом образовательная функция связана с ...