Образование: статьи и материалы » Народное художественное творчество как средство аксиологического воспитания » Элементы народного творчества как средство воспитания целостной личности ребенка

Элементы народного творчества как средство воспитания целостной личности ребенка

Страница 5

Таким образом, деятельность воображения зависит от опыта, от потребностей и интересов, в которых эти потребности выражаются. Зависит оно также и от традиций, то есть от тех образцов творчества, которые влияют на человека, от окружающей среды. Воображение дает простор творческим способностям ребенка. Оно является для него как источником веселья, так и отражением его внутренней жизни: загнанных стразов, невысказанных желаний и нерешенных проблем. Кроме того, детские фантазии – это один из способов научиться как вести себя в реальном мире, происходящий в процессе проигрывания ролей.

Если мы рассмотрим классические сказки, из которых соткано детство ребенка, с точки зрения их терапевтического воздействия, то заметим ряд общих черт:

Они воплощают в метафорической форме конфликт главного героя;

Воплощают подсознательные процессы в образах друзей и помощников;

Создают в образной форме аналогичные обучающие ситуации, где герой побеждает;

Представляют метафорический кризис в контексте его обязательного разрешения, когда герой преодолевает все препятствия и побеждает;

Дают герою осознать себя в новом качестве в результате одержанных побед;

Завершаются торжеством, на котором все отдают должное особым заслугам героя.

Для изучения сказки важен вопрос, что делают сказочные персонажи, а вопрос кто делает и как делает – это вопросы уже только последующего изучения. Функции действующих лиц представляют собой основные части сказки. Под функцией понимается поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его значимости для хода действия.

В основе сказки всегда лежит метафора. Метафора – это вид символического языка, который в течение многих столетий используется в целях обучения и передачи информации.

В литературных, поэтических образах, произведениях сказочников используется метафора, чтобы выразить определенную мысль в непрямой и от этого, как ни парадоксально, наиболее впечатляющей форме. Эту силу воздействия метафоры чувствуют все родители, дедушки и бабушки. Увидев погрустневшее личико ребенка, они спешат утешить его, рассказав какую-нибудь историю, с которой ребенок может интуитивно соотнести и себя.

«Сказка – ложь, да в ней намек…» - На что?

На этот вопрос невозможно ответить, оставаясь в рамках национального мышления взрослого.

Но все мы видим, как воспринимают волшебную сказку дети: молча и заворожено, не обсуждая и не критикуя. За сказочными образами стоят символы коллективного бессознательного. Эти же символы встречаются в мифах, религиях, иногда во снах.

Символы, пришедшие из глубины веков ребенку ближе и понятнее, чем взрослому. «Этот первоначальный разум» также присутствует и действует у ребенка, как эволюционные стадии человека, присутствуют в теле его эмбриона». Многолетняя привычка к логическому мышлению уводит взрослого из мира символов. Это главная причина в различии восприятия народных сказок взрослым и ребенком.

Кроме того взрослый, за всю свою жизнь создал много своих индивидуальных символов, и они чаще встречаются в его бессознательном языке, чем символы коллективного бессознательного.

Таким образом, сказка для ребенка, как сновидения для взрослого, - мост между сознанием и бессознательным и помогает ему строить свое «Я», свою сознательную часть в гармонии с бессознательным.

Хаотические, не поддающиеся рациональному выражению чувства, сказка преобразует в стройные метафоры. Например, чувства маленького мальчика к своему отцу. Это любовь, когда отец с ним ласков; ненависть, когда отец на него сердится; ревность, когда мама обнимает отца.

Осознание своих негативных чувств – первый шаг к управлению ими. Второй шаг – проигрывание их, и здесь тоже может помочь сказка. Игра в сказочного героя или злодея и есть управление своей агрессией. Кроме того, игра в злодея, то есть возможность быть плохим «понарошку», а потом снова стать хорошим, показывает ребенку, что после того, как он совершит ошибку или поступит дурно, он снова может стать хорошим, что он не останется плохим навсегда.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Организация и методика проведения опытно-экспериментальной работы по развитию воображения посредством природного материала на занятиях кружка "Природа и фантазия"
Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области развития воображения старших дошкольников мы предлагаем программу кружка для детей старшего дошкольного возраста "Природа и фантазия" (приложение), в который входит система интегрированных занятий, включающих различные приёмы и методы р ...

Пути развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
По словам Л.С. Выготского, эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка. Собственно-эмоциональное развитие – это ряд взаимосвязанных направлений, каждое из ...

Роль семьи в дезадаптационных процессах личности ребенка
Своеобразным микро коллективом, играющим существенную роль в воспитании личности, является семья. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности – все эти качества личность приобретает в семье. Они проявляют ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru