Образование: статьи и материалы » Народное художественное творчество как средство аксиологического воспитания » Аксиологическое воспитание в современном образовании

Аксиологическое воспитание в современном образовании

Страница 2

Все чаще и чаще педагоги забывают о так называемой "вертикальной модели управления поведением", с которой все они были ознакомлены за время обучения в вузе. Речь идет о следующем порядке естественной организации контроля внешней активности. Поведение человека определяется движущими мотивами, которые, в свою очередь, лишь косвенно связаны с потребностями. Потребности могут рассматриваться лишь как своего рода формальная система предпочтений, реализуемая в структурах целевой матрицы. Движущие мотивы определяются взаимозависимыми целями, которые субъект (самоактивно или под давлением окружения) ставит самому себе. Сами же цели причинно определяются не столько динамикой внешней среды и сиюминутными потребностными тяготеньями, сколько укоренившейся в глубинах психики (осознаваемой в большей или меньшей степени) системой ценностей, то есть значимых смыслов и высоко актуальных отношений. Ценности же, в свою очередь, конкретизируют высшие идеалы, которые незримо присутствуют в психическом мире каждого человека, хотя детьми (да и многими взрослыми) вербализуются достаточно редко.

Вне зависимости от ясности осознания ценностей и идеалов, именно они, в конечном счете, организуют внешнюю активность индивидуума, являясь своего рода "стратегической картой" его жизненного маршрута. Таким образом, проблема управления внешним поведением естественно сводится к задаче формирования системы ценностных предпочтений и идеальных стратегий. Разрешению этой проблемы и посвящена настоящая работа, в которой излагается один из возможных подходов к стимуляции ценностного творчества детей.

Трудность воспитания как такового заключается в невозможности прямой трансляции ценностей и идеалов в психику ребенка. Эти внерациональные конструкты эффективны как регуляторы поведения лишь в том случае, если они выработаны индивидуумом самостоятельно, а не привнесены извне насильственно и механически. Современники, несмотря на многочисленные заявления прогрессистов, все же существенно отличаются от людей далекого прошлого. Последние в большей или меньшей степени были интегрированы в разветвленную и слаженно функционирующую систему социокультурных ориентаций и руководствовались развитой системой ценностных установок и идеальных стратегий. Поэтому ребенка необходимо ненасильственно приобщать к ценностям народной художественной культуры, чтобы он впитал ее, усваивал на личностном уровне.

Определение сущности педагогической аксиологии связано с развитием существующих и необходимостью построения таких представлений об образовании под аксиологическим углом его рассмотрения, которые в наибольшей степени позволили ответить на вопросы: чем является образование для личности, общества, государства?

Образование это то, что делает человека человеком, в этом его сущность.

Значимость духовной составляющей образования, понимание его как процесса передачи ценностного знания и на его основе формирования ценностного отношения, ценностного поведения человека подчеркивал еще Платон.

Ценности – специфические образования в структуре индивидуального сознания, являющиеся идеальными образцами и ориентирами деятельности личности и общества.

Педагогическая аксиология – область педагогического знания, рассматривающая образовательные ценности с позиции самоценности человека и осуществляющая ценностные подходы к образованию на основе признания ценности самого образования.

Предметом педагогической аксиологии является формирование ценностного сознания, ценностного отношения, ценностного поведения личности.

У человека мотивация социального порядка должна была так срастись с его эмоциональной структурой, что социальные факторы стали обуславливать мотивацию. Чем выше ценность цели, тем выше ее энергоуровень, следовательно, тем больше она требует энергии для ее материализации. Высвободить в доверии истинно значимые ценности, глубинные и высокоэнергетичные, которые не актуализируются из-за страха запрета или опасений вследствие труднодостижимости — значит, раскрепостить немалые запасы внутриорганизменной живой энергии — исцеление! Что-то подобное, но в более жестком, катарсическом варианте наблюдается при проработке переживаний в холотропной терапии.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей системе воспитания с учетом современных требований
Здоровый образ жизни – совокупность типичных видов жизнедеятельности человека, которая в единстве с условиями жизни, направлена на организацию правильной, нормальной деятельности организма, его полное физическое и психическое благополучие. Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает о ...

Вопрос о нравственном воспитании в контексте возрастной психологии и педагогики и детского литературоведения
Воспитание представляет собой процесс многогранный, многоуровневый. Чтобы иметь правильные представления о нравственном воспитании, необходимо обратиться к возрастной психологии и педагогики и детскому литературоведению. Воспитание происходит не только целенаправленно, но и стихийно. Ребенок дошкол ...

Методика проведения дидактических игр
Организовать и провести дидактическую игру - задача, достаточно сложная для педагога. Каждому педагогу необходимо овладеть методикой проведения дидактических игр. Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр. Прежде всего, педагог должен определить це ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru