Появление информации в качестве потребительских благ ведет к качественным сдвигам в потреблении, образе жизни, рождает новую модель жизнедеятельности индивидов. В условиях информационного общества особо важную роль начинают играть не просто материальные и духовные блага, а организационно-информационные факторы – "порядки". Уровень и образ жизни начинают зависеть не столько от количества полученного хлеба, мяса, одежды, книг, сколько от уровня услуг, культуры, образования и так далее.
Однако, стремительное нарастание уровня услуг может привести к тому, что значительное количество людей "потеряется" в этом море изобилия, включится в гонку за качеством услуг ради них самих, а не ради развития человека. Может минимизироваться деятельностная и максимизироваться потребительская сторона образа жизни людей, что, в конечном итоге, приведет к деградации общества.
Данная проблема уже заявила о себе в развитых странах мира. В экономике, где важно не потреблять, а потреблять больше других, индивидуальный выигрыш отдельных людей не прибавляет счастья обществу в целом. Например, важным становится не качество автомобиля, а его относительная престижность по сравнению с автомобилем соседа. Жизнь в таком обществе превращается в бесконечные "крысиные гонки". Неравенство из средства стимулирования производителя превращается в самоцель.
Потребителя от рекламы никто не защищает. Эмоции, возникающие во время просмотра фильма или передачи, оказываются прерванными, нарушенными, искаженными. Возникает проблема эффективности социального воздействия произведений искусства на человека. Происходит деформация ценностных ориентаций. Классика оказывается на одном уровне с рекламой мыла или жевательной резинки. Социальный психолог А. Моль в книге "Социодинамика культуры" предложил для этого явления специальный термин: "мозаичная культура". Суть его состоит в том, что для человека общества потребления одинаковую ценность представляет информация о научном открытии мирового значения и сведения о появлении в продаже новой бытовой техники.
Телевизионная культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в человеческом обществе. Целью этой культуры является не столько заполнение досуга и снятие напряжения и стресса у человека постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у зрителя, что в свою очередь формирует особый тип – пассивного, некритического восприятия этой культуры.
Все это создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека, и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения.
Формируемое этой культурой массовое сознание отличается консервативностью, инертностью, ограниченностью. Оно не может охватить все процессы в развитии, во всей сложности их взаимодействия. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имиджи) и стереотипы, стимулирующие идолопоклонство.
Какие же личностные качества предпочитаются современными детьми и чем они объясняют совершение героем социально – желательных поступков? Этот вопрос изучался в ходе сравнительного исследования, проведенного в 2000 году М.М. Кравцовой. Оно воспроизводило подобное исследование, проводимое В.С. Мерлином и М.Ф. Хряковой в 1928 учебном году в школах Ленинграда среди учащихся 1-х и 2-х классов, с целью выявить общую картину мировоззрения в определенном возрасте и установить на основании полученного материала некоторые исходные положения о способах организации детских социальных представлений. Основными мотивами совершения того или иного поступка, по мнению детей, как и 70 лет назад, является страх наказания и сочувствие. Объясняя поступки героев, современные дети чаще ссылаются на собственный прошлый опыт или на личные качества. Современные дети предпочитают общительного героя (84%) необщительному (6%), считая его коммуникативную активность априори положительным качеством, в отличие от детей 1930-х годов (64% и 36%). Для объяснения своего выбора дети часто используют совсем другие мотивы.
По мнению авторов, это связано с тем, что детям слишком сложно понять отношения индивида и коллектива, поэтому они используют существующий социальный шаблон (стереотип) одобрение - порицание, например, плохие шалят, плохо учатся, хорошие – хорошо учатся, тихо сидят в классе, причем современные дети использовали такие шаблоны гораздо чаще (1930год – 44%, современные – 69%).
Похожие статьи:
Внешкольные формы работы по физической
культуре
Внешкольная работа — это образовательно-воспитательные занятия и массовые мероприятия для детей, проводимые во внеучебное время в специально созданных для этого учреждениях. Внешкольные учреждения Министерства просвещения разделяются на два типа: специальные (или отраслевые) и универсального типа. ...
Понятие и сущность педагогического мастерства
Чтобы работать успешно, каждый учитель должен владеть педагогическим мастерством, поскольку только мастерство может обеспечить эффективные результаты труда педагога. Насколько высок будет уровень педагогического мастерства преподавателя, настолько высок будет уровень теоретических и практических зн ...
Значение развития личных способностей и качеств
Развитие любого человека происходит в процессе воспитания, когда предшествующее поколение передает накопленный опыт последующему, которое его преумножает и обогащает (желательно, не разрушая опыт прежних лет). Воспитание или наставничество - это процесс целенаправленного формирования личности, ее и ...