Благодаря этим факторам физическая культура широко вошла в современную культуру человека, став её крупной и неотъемлемой частью. Составными частями физической культуры являются физическое воспитание, спорт, физическая рекреация и физическая реабилитация.
Как и культуру общества в целом, физическую культуру можно рассматривать с разных точек зрения. Для относительно полной её характеристики надо иметь в виду аспекты: деятельностный (культура как процесс рационально организованной деятельности); предметно-ценностный (культура как совокупность предметов, представляющих определенную ценность для удовлетворения общества и личностных потребностей) и результативный (культура как результат деятельности).
Физическая культура как род деятельности имеет своей специфической основой целесообразную двигательную активность человека. Иначе говоря, она представлена рациональными формами двигательной активности (деятельности, существенными моментами которой являются движения, организованные в систему активных мышечно-двигательных действий). В физическ)ао культуру входят не всякие, а лишь такие формы рационально-двигательной деятельности, которые позволяют наилучшим образом сформировать нужные в жизни двигательные умения и навыки, обеспечить направленное развитие жизненно важных физических способностей, оптимизировать состояние здоровья и работоспособности. Основные элементы такой деятельности получили название физических упражнений.
Как свидетельствуют исторические источники, формы действий, вошедшие в состав физической культуры, во многом воспроизводили элементы первых форм трудовой деятельности, имевшей преимущественно характер физического труда (Пономарев Н.И.). В процессе последующего развития физическая культура в большей мере включала в себя специфические формы движений и действий (игровые, спортивные, гимнастические и др.), специально сконструированные применительно к потребностям решения культурно-образовательных, воспитательных, оздоровительных и других задач. В прикладном отношении физическая культура была и остается средством заблаговременной подготовки к трудовой и социальной практике.
Физическая деятельность является в этом смысле подготовительной деятельностью. В результате её приобретается физическая подготовленность, позволяющая успешно овладевать трудовыми операциями, продуктивно трудиться, решать другие практические задачи в жизни, требующие совершенных двигательных умений и навыков, развитых физических качеств и работоспособности.
Физическая культура как совокупность предметных ценностей представлена материальными и духовными ценностями, созданными в обществе для и в результате обеспечения необходимой эффективности физической культурной деятельности. На каждом этапе развития физической культуры они составляют её ценностное (то есть представляющее собой ценность для удовлетворения человеческих потребностей) содержание и в этом качестве являются для каждого, кто приобщается к ней, предметом освоения, использования и дальнейшего развития. Речь идет, в частности, о видах гимнастики, спорта, двигательных видах игр, многочисленных разновидностях и комплексах физических упражнений, вошедших в прикладные и другие разделы физической культуры. На длительном пути развития ее содержание и формы постепенно дифференцировались применительно к различным сферам общественной жизни и деятельности (образование, материальное производство, служебная деятельность, быт и здоровый отдых, медицина и т.п.), что выразилось в формировании ряда социально значимых компонентов и разделов физической культуры (школьная, бытовая. производственная, рекреативная, лечебная и др.). По мере продвижения научно-практической разработки, оснащения методическими, техническими и другими средствами, продолжается рост действенности физической культуры как совокупности эффективных средств и методов реализации образовательных, воспитательных, оздоровительных и других задач, существенных для общества и личности. Соответственно возрастает и значение её компонентов как предметных культурных ценностей.
Наряду с выработанными видами двигательной деятельности существенную ценность в сфере физической культуры имеют непосредственно связанные с ней специальные научно-прикладные знания, принципы, правила и методика использования физических упражнений, этические правила и нормы в процессе физической культурной деятельности, спортивные достижения, материально-технические условия, физкультурно-медицинское обеспечение, физкультурно-спортивная информация, произведения искусства, отображающие явления физической культуры, спортсооружения, оборудование, инвентарь и т.д. Многое из названного имеет отношение не только к физической культуре, но и к другим, смежным, областям культуры.
Похожие статьи:
Дискуссия как метод активного обучения
Дискуссия — это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Ее существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения, позиций. П ...
Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической
Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Учение Р. Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показло взаимосвязь деятельности двигате ...
Работа над запоминанием слова
При работе над «словарными» словами определённую трудность для школьников представляет прочное запоминание орфографического облика слова. Известно, что запоминание облегчается вовлечением в процесс восприятия различных анализаторов. Следовательно, упражнения должны опираться на различные виды памят ...