Образование: статьи и материалы » Профориентация в социальной работе » Факторы профессионального самоопределения личности

Факторы профессионального самоопределения личности

Страница 1

Достойная работа дает человеку большие возможности: она позволяет ему самореализовать себя, проявить свою индивидуальность, создает финансовую основу благополучия личности, поддерживает психическое здоровье и что очень важно – дает ощущение нужности обществу, удовлетворенность жизнью. Ученые убедились в том, что люди, достигшие профессиональных вершин, сделавшие карьеру, живут намного дольше тех, кто неудачлив в работе. Получается, правильный выбор работы – один из значимых факторов успешности в жизни человека.

Профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос "Зачем я вообще учусь?". В ст. 14 ФЗ "Об образовании в РФ" говорится о содержании образования, которое "… является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации".

Профессиональное образование, выполняющее функции профессиональной подготовки, отождествляемое с понятием "специальное образование", предполагает 2 пути его получения – самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. Успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент, как "готовность" (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии.

Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет собой двухаспектное явление:

субъект выбора, то есть тот, кто выбирает;

объект выбора – то, что выбирают.

Субъект и объект выбора определяют неоднозначность выбора профессии. Это объясняется тем множеством характеристик, которыми они обладают.

Выбор профессии – это не одномоментный акт. Выбор профессии состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Причем, продолжительность этапов зависит как от внешних условий, так и от индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

Ученые установили, что профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, но ему предшествует несколько этапов.

Первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного возраста) характеризуется малодифференцированными представлениями о мире профессий - ситуативное представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений.

На этапе профессионального самоопределения (старший школьный возраст) происходит возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда.

Следующий этап - профессиональное обучение - осуществляется после получения школьного образования для освоения выбранной профессии.

На этапе профессиональной адаптации происходит формирование индивидуального стиля деятельности, преобладание системы производственных и социальных отношений, после чего следует самореализация в труде - выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом.

Таким образом, профессиональное самоопределение пронизывает весь жизненный путь человека.

Профессиональное самоопределение – существенная сторона общественного процесса развития личности. Личность - это сложнейшая саморегулирующая система, и ей нужно включиться в систему общественного ориентирования для сознательного выбора профессии. Данная система включает в себя целенаправленное влияние школы, семьи, общественных организаций, литературы, искусства на мотивы выбора профессии. Такая совокупность средств профессиональной ориентации призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, пробуждение профессионального интереса и склонностей, непосредственной помощи в трудоустройстве и преодолении трудностей этапа профессиональной адаптации. Система средств профориентации несет в себе широкий спектр возможностей профессионального развития личности, из нее личность "черпает" мотивы и цели своей деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Нравственное сознание младших школьников претерпевает существенные изменения от I к III классу. Моральные знания, представления и суждения к концу возраста заметно обогащаются, становятся более осознанными, разносторонними, обобщенными. Если моральные суждения учащихся I—II классов основаны на опыт ...

Методика организации трудовых поручений в младшем дошкольном возрасте
Руководя выполнением детьми поручений, воспитатель изучает возможности детей своей группы. В повседневной работе, привлекая их к выполнению простых заданий, он наблюдает за каждым ребенком, выявляет уровень умений, желание, с каким он принимается за дело, способность довести его до конца самостояте ...

Изобразительные и выразительные возможности рисунка в профессиональной деятельности будущего дизайнера
Изобразительными и выразительными средствами рисунка являются линия и тон. Главной особенностью рисунка является бесконечное сочетание разнообразия изобразительных средств: линий, штриха, пятна. Рисунок выступает своеобразным изобразительным письмом, понятным людям любой национальности. У рисунка е ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru