0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Рисунок 1. Среднегрупповые интеллектуальные профили
где,
1 группа детей
2 группа детей
3 группа детей
На рисунке 1 мы приводим профили всех трех групп, что позволяет провести сравнительный анализ по всем субтестам. Рисунок показал, что профили первой, второй групп по многим субтестам дублируют друг друга. Отсюда видим, что дети с низкой и высокой успеваемостью имеют практически равные интеллектуальные способности.
Таблица 2. Процентное отношение средних шкальных оценок групп по отдельным субтестам.
Субтесты |
1 группа |
2 группа |
3 группа |
1. Осведомленность |
100 |
96,7 |
68,4 |
2. Понятливость |
100 |
97,9 |
65,7 |
3. Арифметический |
100 |
95,5 |
75,3 |
4. Сходства |
100 |
95,7 |
76,7 |
5. Словарь |
100 |
98,5 |
69 |
6. Повторение цифр |
100 |
79,8 |
72,6 |
7. Недостающие детали |
100 |
102,1 |
84,3 |
8. Последовательные картинки |
100 |
81,4 |
59,9 |
9. Кубики Косса |
100 |
98,3 |
85,6 |
10. Складывание фигур |
100 |
95,8 |
88 |
11. Шифровка |
100 |
84 |
71,5 |
Наибольшие расхождения этих профилей мы можем наблюдать по субтестам(Табл.2):
1. «Повторение цифр» – 20%
2. «Шифровка» – 20%
3. «Последовательность картинки» – 18%
Эти результаты свидетельствуют о том, что у детей 2 группы наблюдается снижение концентрации внимания и уровня оперативной памяти, внутренней тревоги и утомляемости, а также снижение уровней зрительной памяти, обучаемости, визуально-моторной координации, также наблюдаются затруднения в установлении пространственно-временных и причинно-следственных связей, недостаток житейского опыта, снижение способности к организации фрагментов в логическое целое, пониманию и предвосхищению событий. Все это может быть следствием недостаточного внимания со стороны родителей к воспитанию и развитию детей 2 группы в более раннем детстве.
При сравнении профилей 1 и 3 групп мы наблюдаем существенные различия как по уровню, так и по общей конфигурации.
Если отклонения показателей 2 группы от 1 колебались от 1,5% до 20,2%, то отклонения показателей 3 группы лежат в диапазоне 12%-40,1%.
Наибольшие изменения наблюдаются по следующим субтестам:
1. «Последовательные картинки» - 40%
2. «Понятливость» - 36,3%
3. «Осведомленность» - 31,6%
4. «Словарь» - 31%
Это свидетельствует, в первую очередь, о социальной дезадаптации испытуемых, о сниженной способности к суждению, пониманию общественных норм, о снижении уровня абстрактного мышления, способности к организации знаний и формулировкам понятий, о низком уровне способности устанавливать пространственно-временные и причинно-следственные связи, пониманию и предвосхищению событий. Плохо развитое перцептивное внимание.
Например, на вопрос: «Сколько дней в неделе?» 2 человека из третьей группы не смогли дать ответ. На вопрос: «Для чего человеку нужен желудок?» во второй группе ответили 71%, а в третьей – лишь 30% опрошенных.
Похожие статьи:
Изучение развития творческих способностей
Темой наших исследований явилось определение условий для развития творческих способностей ребенка младшего школьного возраста, характеристика которых была дана в первой главе дипломной работы В центре внимания нашей работы - дети младшего школьного возраста. Как мы отмечали выше, этот возраст являе ...
Принципы образования
Опорные постулаты системы образования В. В. Розанова изложены в статье "Три главные принципа образования", в которой он предлагает свой вариант более эффективной работы школьной системы. Обратимся к ней. Прежде всего - это принцип индивидуальности. Причем индивидуальность должна быть сохр ...
Художественно-педагогические игры на уроках изобразительного искусства
Программы и методические разработки по изобразительному искусству (Б. Юсов, Б. Неменский) предлагают множество игр: «Три мастера», «Морской флот», «Народные праздники», «Художественный совет» и др. К каким видам игр их можно отнести? Безусловно, ролевые игры - «всем возрастам покорны». А как быть с ...