Что же происходит сейчас, в наш период техногенной культуры развития человечества? По оценкам палеонтологов, за всё время эволюции жизни на Земле чередой пошли около 500 миллионов видов живых и растительных организмов. Сейчас их насчитывается около 2 миллионов. Только в результате вырубки лесов суммарные потери составляют – 4-6 тысяч видов в год. Это примерно в 10 тысяч раз больше естественной фоновой скорости их вымирания до появления человека.
Человек оказался не приспособленным к этому новому темпу развития цивилизации. Произошло это не сегодня, а уже в 30-е и 40-е годы XX века, когда стали вырисовываться некоторые очертания грядущих научно-технических, энергетических, космических, информационных революций. Испанский философ Ортега-и-Гасет отметил это обстоятельство в 1930 г., говоря: «На сегодня крах терпит сам человек, уже не способный поспевать за своей цивилизацией… Растущая цивилизация – не что иное, как жгучая проблема. Чем больше достижений, тем больше в ней опасности».
С тех пор, это утверждение подтверждалось сотни и тысячи раз. Наше познание становится своего рода «ящиком Пандоры», который влечёт появление на свет немалых бед. Энергетика стала обязательной спутницей любой развитой страны. Она же послужила причиной огромного числа катастроф, которые вполне могут закончиться и вселенской катастрофой. Неустанная работа лучших учёных оказалась не в состоянии уберечь мир от СПИДа, массовых болезней, алкоголизма и наркомании.
Всё это свидетельствует о совершенно неудовлетворительном состоянии общественной морали, образовательной философии и индустриально-технологической практики. Общество фактически смирилось существованием «одномерного человека», профессионального обучения, узкого миропонимания.
В связи с этим становится очевидным, что вся система знаний о мире, человеке и обществе должна быть кардинальным образом пересмотрена. В известном смысле придётся вернуться, хотя и на более высоком витке развития, к целостному знанию, философии, единому мироустройству. Иными словами – к фундаментализации образования на основе органичного единства его естественнонаучной и гуманитарной составляющих. Нужно привести в стройную систему, не отторгаемую миром и человеком, всю совокупность знаний, вер, культур, технологий. Начать следовало бы с создания универсальной модели гармоничного мира. Человек должен научно, зримо, материально увидеть свою взаимозависимость с окружающим его миром. Культура народов, экология, информатика, страноведение, религиоведение, математика, физика, биология и другие предметы должны составлять программу знаний универсального человека, целью и смыслом деяний которого будет «целостное знание» и «целостный мир».
Образование для XXI века должно иметь смыслообразующим стержнем этическую доминанту. И речь здесь идёт не только о необходимости воспитания нового поколения в духе мира, взаимопонимания и терпимости. Не менее важным стало на пороге XXI века и экологическое воспитание, а шире – формирование у каждого глобальной этики и глобальной ответственности как принципиальных норм нового гуманизма для нового единого и целостного мира.
Образование для XXI века призвано носить творческий и новаторский характер. В мире, где изменчивость стала чертой не только научного и технологического прогресса, но и образа жизни масс, школы и университеты обязаны как передавать новым поколениям ранее накопленные знания, так и готовить их к решению проблем, с которыми личность и общество ещё никогда прежде не встречались.
Образование для XXI века должно строиться на научно обоснованных знаниях. Только при этом условии оно окажется в состоянии формировать личность, владеющую знаниями, способностью к теоретическому и критическому мышлению. Образование, где наука подчинена идеологии, манипулятивная педагогическая технология, узкий прагматизм таят серьёзную угрозу деформации человека, превращения его в слепого функционёра, умеющего, но не мыслящего, а значит, безответственного.
Наконец, образование для XXI века должно быть многообразным, адекватным культурному и этнетическому многообразию человечества, удовлетворяющему всесторонние потребности социально-профессиональных и конфессиональных групп, равно как и индивидуальные духовные запросы.
В настоящее же время, информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системе различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будней жизни.
Похожие статьи:
Характеристика профессионального образования
Профессиональный лицей – центр непрерывного профессионального образования (технический, строительный, коммерческий, агролицей и т.п.) является учреждением начального профессионального образования. Профессиональный лицей осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ начального и с ...
Педагогический потенциал игровой деятельности в формировании физической
культуры личности
Проблема игровой деятельности, игры в воспитании, обучении и развитии личности весьма интенсивно разрабатывается психолого-педагогической наукой. Ее затрагивали в своих трудах выдающиеся советские психологи Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А.Н.Леонтьев. С.Л.Рубинштейн и др. Ряд исследований посвящены ...
Обучение как способ организации педагогического
процесса
Обучение – самый важный и надёжный способ получения систематического образования. Обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемой педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил ...