В семьях, где не один ребенок, лучше отделить детей от взрослых. Дети живут в своем, особом, мире. "Это отвечает требования одинаково как нравственного воспитания, так и умственного развития.
Все сказанное относится к нравственной стороне, но важна здесь и умственная сторона. Ребенок должен быть всегда серьезен и вместе с тем свободен: окружающие его люди не должны подавлять его своей властью, авторитетом. Ребенок должен сам задуматься над вопросом, а не получать готового ответа. Если возле ребенка постоянно будет находиться слишком умный, опытный педагог, на все дающий благоразумные ответы, все долго объясняющий, то ребенок сделается не только неразвитым, а неуверенным, неуклюжим, до крайности робким умственно. "Кант, Дидро, также кажется, Локк имели около себя питомцев и, без сомнения, выполняли свою роль не менее успешно, чем древняя Минерва; но где же их ученики, что повествует о них история?"
Действительно образованный педагог должен обязательно на какое-то время оставлять ребенка наедине с нерешенными проблемами для того, чтобы последний не боялся искать, ошибаться, находить пусть пока неправильное, но свое собственное решение проблемы, задачи. Нельзя слишком опекать ребенка.
В. В. Розанов приходит к выводу: из бедных, необразованных семей вышли едва ли не все независимые умы и смелые характеры, которые в разных сферах становились реформаторами. К смелости, независимости они приучались с самого детства: у них не было слишком заботливых учителей.
"Таким образом, трудом и нуждою воспитывается духовно здоровое, сильное; гениальное же в уме или, особенно в характере воспитывается бедствием, незаслуженным несчастьем, продолжительным горем". Когда человек ощущает на себе несчастья жизни, он становится более проницательным, взвешенным, духовно сильным. На индивидуальное развитие влияет и время, в которое живет Человек. В эпохи, "когда все руководительные принципы ослабли для творческой работы. Он — человек с ранимой душой, постоянно переживает за судьбу своих воспитанников, хотя, порой, люди растеряны, нерешительны", спасти человека может только личный труд, " .труд есть действительно последнее, на что может надеяться человек; он .не допускает .до индивидуума коснуться тем общим развращающим условиям, которые, как только человек не занят, свободен, открыт, заливают его собою и уносят туда же, ту же гибель, куда влекут и всю умирающую эпоху".
В. Розанову образование не дает света, а только порождает томительные сумерки. Причины такого явления, прежде всего в том, что воспитанием занимается в основном государство. Оно, установив способ коллективного обучения, лишило его индивидуальности. Учитель работает с классом, с толпой, подстраивается под некоего среднего ученика. Человек же именно своей индивидуальностью несет особый смысл. Государственное воспитание имеет в основном книжный характер: ученики верят учителю на слово. Идет нагрузка на память, а другие стороны души остаются пассивными.
Учитель, ключевая фигура образовательного процесса, замучен бесконечными отчетами, циркулярами, ведомостями. Нет государственной заботы об учителе, он нуждается в улучшении материальных условий. Трудно приходится и ученику: непродуманность расписания, большой объем домашних заданий, строгие наказания делают жизнь гимназиста невыносимой.
Похожие статьи:
Компетентность как условие развития конкурентоспособной личности
Компетентность как элементе общей культуры современного человека, включает освоение фундаментальных научных знаний, приобретение многосторонних знаний и умений, формирование культурных образцов поведения и взаимодействия в обществе. Если придерживаться представления о школе как о месте для приобрет ...
Виды воспитания
С содержательной точки зрения воспитание классифицируется по-разному. Наиболее обобщенная классификация включает в себя: умственное; трудовое; физическое воспитание. Часто, принимая во внимание аспекты воспитательного процесса, называют (в различных сочетаниях) идейно-политическое, военно-патриотич ...
Основные направления поликультурного воспитания в образовательном
пространстве Республики Мордовии
Республику Мордовия, как и всю Россию, населяют граждане различного этнического происхождения. Каждый из этносов обладает собственным языком, уникальной культурой, собственными ценностями, включёнными в систему общечеловеческих ценностей, традициями, историей вплетённой в общую для всех россиян ист ...