Сторонники когнитивной психологии выделяют так называемые "интерактивные методы", использование которых они соотносят с перечнем характеристик, позволяющим определить когнитивный стиль каждого обучаемого и, в итоге, подобрать наиболее эффективную технологию обучения. К интерактивным относятся как традиционные методы (лекция, открытая дискуссия), так и инновационные (рефлексия, имитация, дебаты, мозговой штурм). Реализация активных методов в подготовке будущих специалистов повышает интерес к учебным занятиям и будущей профессии учащихся.
Активное обучение повышает мотивацию и вовлеченность учащихся в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности учащихся.
Эффективность обеспечивается за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного использования знаний. Если формы и методы активного обучения применяются регулярно, то у обучающихся формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказать неправильное предположение и устанавливаются доверительные отношения с преподавателем.
Отличительной особенностью всей группы активных методов, во-первых, является то, что обучение проводится в ситуациях, максимально приближенных к реальным, позволяя материал, подлежащий усвоению, ввести в цель деятельности, а не в средства, во-вторых, осуществляется не только обобщение знаний, но и обучение умениям практического использования, что в свою очередь, требует формирования определенных психологических качеств специалистов, и наконец, в-третьих, организуется формирование новой, качественно иной установки на обучение в эмоционально насыщенном учебном процессе.
Одним из важных требований к выбору методов обучения является необходимость активизации учебно-познавательной деятельности слушателей. Активная мыслительная и практическая деятельность обучаемых в учебном процессе является важным фактором повышения освоения изучаемого материала.
Непосредственное вовлечение обучаемых в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих приемов и методов, получивших название активных методов обучения.
Выделяются следующие особенности использования методов развития познавательной активности обучаемых:
1. Комплексное использование основных принципов дидактики. Они должны применятся в обучении не всегда последовательно, а зачастую взаимодополняя друг друга. Только в этом случае они действительно способствуют развитию познавательной активности и творчества.
2. Обеспечение единства образовательной, воспитательной и развивающей функции обучения. Обучение – накопление знаний неразрывно связанное с воспитанием. Подлинная познавательная активность не мыслима без высокой ответственности, сознательного овладения знаниями, навыками и умениями. Обучение одновременно является и развивающим.
3. Ориентирование обучаемых на систематическую и плановую самостоятельную работу.
4. Обеспечение направленности обучения на развитие активной мыслительной деятельности обучаемых в процессе занятий.
5. Обеспечение регулярности и повышения эффективности контроля знаний навыков и умений обучаемых.
6. Комплексное, педагогически целенаправленное использование в процессе обучения современных ТСО.
7. Использование системы психолого-педагогических стимуляторов активной познавательной деятельности обучаемых.
8. Обеспечение эмоциональности обучения и создания благоприятной учебной атмосферы.
Эмоциональность изложения учебного материала должна сочетаться с атмосферой доброжелательности, творческого настроя. Формирование познавательной активности обучаемых в процессе профессиональной подготовки в вузе является первостепенной задачей профессорско- преподавательского состава. Познавательная активность основана на глубоком интересе к будущей профессии, к изучаемым дисциплинам. Познавательный интерес к будущей профессии у обучаемых может быть сформирован путем раскрытия содержательной стороны деятельности, творческой ее сущности, а также широкого использования в обучении методов, активизирующих познавательную деятельность.
Известно, что познавательный интерес по учебным дисциплинам формируется при условии высокой активности преподавателей постоянного совершенствования ими своим профессиональных знаний, методики преподавания. Преподаватель-ученый, внесший в развитие в данной области науки весомый вклад, уже является той притягательной силой, которая формирует познавательный интерес к нему как личности, а также к дисциплине, которую он преподает.
Похожие статьи:
Формирование мировоззрения через социокульурное содержание школьного курса
информатики
Прежде всего, необходимо определить значение слов «социокультурный опыт». Это накопленный в течение столетий творческий опыт поколений, неразрывно связанный с духовными устоями, героической историей и культурой нашей страны. И это созидательный опыт межпоколенного взаимодействия, безусловно, должен ...
Как заинтересовать ребенка занятиями физкультурой
Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой — он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать занятие в скучный урок. Дошкольники еще не испытывают потребно ...
Диктант-игра «Кто больше запомнит»
Для повышения орфографической грамотности учащихся провожу словарный диктант «Кто больше запомнит», предложенный Л.П.Федоренко. Методика его проведения такая; читаю один раз цепочку из 2-3 словарных слов или демонстрирую её на доске в течение 9-15 с. Затем делаю паузу, во время которой дети записыв ...